Сущность и содержание понятия «базовые учебные действия»
Гофман Елена Евгеньевна
В современном законодательстве в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были разработаны и утверждены «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС ОВЗ) и «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (далее ФГОС О у/о), в котором впервые появился термин «базовые учебные действия» (п.2.8 ФГОС ОВЗ).
В п.2.9.4. ФГОС ОВЗ сказано: «в зависимости от варианта адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий..»[24, С. 7] для категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования ФГОС ОВЗ к результатам освоения АООП НОО.
Что означает понятие «универсальные учебные действия»? Главной задачей школьного образования является формирования «умения учиться». Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Для достижения этой задачи, необходимо формирование системы универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает возможность учащимся самостоятельно усваивать новые знания, умения на основе формирования умения учиться. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означают умение учиться. Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному и успешному усвоению новых знаний и умений, компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.
Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является системно – деятельностный подход, разработчиками которого являлись Л.С. Выготский, А Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов.
Выделяют четыре вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования:
1) личностные;
2) регулятивные (включающие также действия саморегуляции);
3) познавательные;
4) коммуникативные.
1. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
1) Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
2) Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3) Постановка и решение проблемы включает в себя следующие шаги: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В свою очередь постановка и решение проблемы требует от учащихся сформированности следующих действий:
- выделять главную проблему;
- формулировать задачу;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- самостоятельно предлагать различные способы решения поставленной поисковой или творческой задачи.
4. Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Рассмотренная система универсальных учебных действий позволяет использовать в образовательном процессе принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Для детей с интеллектуальными нарушениями, в силу особенностей психического и физического развития, «учебные универсальные действия» являются недостижимыми и поэтому преобразовываются в виде «базовых учебных действий».
В системе образования детей с интеллектуальными нарушениями основная задача обучения определена Федеральным государственным образовательным стандартом как формирование основных жизненных компетенций. Базовые учебные действия составляют основу жизненных компетенций для обучающихся с ТМНР.
Проанализируем понятие «базовые учебные действия» в сопоставлении с «универсальными учебными действиями».
Базовые учебные действия (далее БУД) ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью [23].
Цель БУД: формирование основ учебной деятельности детей с у/о, которые обеспечивают их подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профессионального труда. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса самостоятельно или при помощи взрослого.
В составе основных видов базовых учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Основная цель формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе, т.е. его социализацию.
Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ (3 и 4 вариант) и ФГОС О У/О уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Базовыми учебными действиями для детей с умственной отсталостью, согласно ФГОС у/о, являются:
Личностные:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе:
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществу.
Коммуникативные:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
Особенности психофизического развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью предопределяют их особые образовательные потребности и отражаются в специфике содержания и задач БУДов.
Каковы же функции базовых учебных действий?
К ним относятся:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
На основе выше изложенного, можно сделать вывод, что отличием базовых учебных действий от универсальных учебных действий являются:
1. Цели и задачи. Состав УУД и БУД одинаков: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, но отличаются по своим ключевым целям и задачам.
2. В основе УУД лежит задача формирования умения учиться способность к самостоятельному и успешному усвоению новых знаний и умений, компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. А основой БУД является формирование элементарных единиц учебной деятельности.
3. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося. А УУД могут формироваться как в совместной деятельности педагога и обучающегося, так и самостоятельно.